( http://www.vozdvizhenie.paskha.ru/?job=print )

Воздвижение Креста Господня

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».

1 Кор. 1, 18

«Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися древо. Тем ныне возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем».

Канон праздника, ирмос 9-й песни

Вера — на то и вера, что не нуждается в доказательствах. Тем не менее за последние две тысячи лет собрано столько доказательств каждого эпизода евангельской истории, что усомниться в том, что всё это происходило на самом деле, может только… не очень информированный человек.

Возникновением праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня мы обязаны святой царице Елене и её археологическим раскопкам, хотя такой науки — археологии — тогда ещё не существовало. Раскопки в Иерусалиме затеяла царица Елена — мать Римского императора Константина. Это было в 326-м году, то есть примерно через 300 лет после распятия Христа. Разница во времени между евангельскими временами и раскопками царицы Елены — как разница между сегодняшним днём и Петровской эпохой. На первый взгляд — времена давние. По меркам же истории Пётр Первый жил как будто вчера. Во всяком случае, современные историки могут восстановить жизнь первого русского императора если не по часам, то по дням — точно.

Возникает вопрос: почему, собственно, появилась потребность в раскопках? Разве первые христиане не берегли как святыни всё, что связано с Христом? Во-первых, как мы знаем, христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. И, конечно, в таких условиях не могло быть и речи о каком-то особом отношении к местам и реликвиям, связанных с Христом. Например, на Голгофе, спустя недолгое время после распятия Спасителя, был воздвигнут храм языческой богини Венеры.

Кроме того, большинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру). То есть в IV веке просто некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

C другой стороны, в распоряжении царицы Елены были письменные источники, главным образом — Евангелия, в которых содержится довольно точное описание не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократ­но разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Голгофу раскопали почти до основания: гора-то небольшая. Каждый пласт, каждый кусок земли, каждую щепку тщательно изучили. В результате раскопок была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также множество крестов.

Сейчас для нас крест — священный, самый главный и са­мый дорогой символ. Более двух миллиардов людей на земле (если точнее — 2 миллиарда 100 миллионов — столько на планете христиан) носят его на груди как знак своей причастности к истинному Богу. Самые лучшие из нас готовы отдать жизнь за то, чтобы эта наша святыня никогда не была унижена или поругана. Но две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни — как сейчас электрический стул в Америке. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — истинный, настоящий, тот, на котором за всех нас умер Сын Божий.

Наш современный циничный ум рисует очень простую картину: царица Елена объявила Крестом Господним тот, который первым откопали на Голгофе, или тот, что лучше сохранился: какая разница, кресты все одинаковые. Но дело в том, что у Елены не было ни одной причины даже пытаться подтасовать результаты своих археологических исследований. Задачей Елены было найти даже не доказательства — сомнений у неё и так не было — а вещественные следы пребывания Бога на этой земле. И можно не сомневаться, что царица Елена, у которой не было недостатка ни в средствах, ни в рабочих руках, ни в лучших умах мира, подошла к решению проблемы со всей тщательностью. Царица Елена по-настоящему искренне хотела прикоснуться к Истине. И это у неё получилось — любой, кто искренне стремится к Истине, рано или поздно приближается к ней.

Крест, на котором распяли Христа, был идентифицирован двумя способами. Во-первых, на нём была табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» . Во-вторых, найденные кресты поочерёдно возлагали на больную женщину: Крест Спасителя был определён, когда больная мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест.

В тех местах Палестины, которые были связаны с земной жизнью Христа, — в Вифлееме, где Он родился, на Елеонской горе, откуда Иисус вознёсся на Небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями, и во многих других местах — Царица Елена построила храмы, всего больше 80. Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и вели­чественный Храм Воскресения Христова, который чаще назы­вают Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335-го года. А на следующий день, 14 сентября (27 сентября), был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её. Царица Елена до окончания строительства храма не дожила. Но она успела сделать главное дело своей жизни, сыграв важнейшую роль не только в истории христианства, но и вообще в мировой истории: помогла утвердиться христианству как самой крупной — и на тот день, и сейчас — мировой религии. За что и была названа равноапостольной — то есть равной апо­столам по степени значимости для Церкви.

Позже, в VII веке, стали вспоминать ещё одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (это современный Иран). Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня — сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.

Где же Крест Спасителя находится сейчас? В очень многих местах одновременно. Дело в том, что ещё сама царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византий­ской империи, Константинополь. По дороге она оставляла не­большие частицы Креста в основанных ею же монастырях: ведь каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а по­ехать для этого в Иерусалим или Константинополь получалось далеко не у всех. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить крест на частицы, чтобы никому не было обидно. Права она была или нет — судить не нам.

В материале использованы изображения иконы Эммануэля Скордилеса «Воздвижение Креста Господня» (XVII в., Греция) и иконы «Распятие Господа Иисуса Христа»

Пасха.ру

О Рождестве Христовом

Рождество Христово в истори  России

Богословие и богослужение

Иконография праздника

Рождество в красках

Детская страничка

Рождественский стол

Открытки праздника

 

 

 

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика