( http://www.vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Propovedi/Nikolaj/ )
Главная
Богословие
Проповеди
Святитель Николай Сербский.

Страдания на Кресте

Когда Понтий Пилат, римский наместник Иудеи, войдя в зал суда, ...призвал Иисуса и сказал Ему: ты Царь Иудейский? (Ин. 18:33) Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; Ин. но ныне Царство Мое не отсюда (Ин. 18: 36). Так повествует Евангелист Иоанн. А Евангелист Матфей продолжает: ...первосвященники и старейшины возбудили народ Иисуса погубить (Мф. 27: 20). Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но люди еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя... надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову... и насмехались над Ним… и плевали на Него… и били Его по голове... и повели Его на распятие (Мф. 27: 23-31).

В Евангелии от Луки говорится: …и шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий (Лк. 23: 27-35). Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни Меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник (Лк. 23: 39-47).

Это был конец, но в то же время и начало: конец страданиям Богочеловека и начало Его славы; конец самообмана иудеев, полагавших, что они, убив Христа, навсегда убрали Его со своего пути, и начало безпримерного явления в истории человечества — чуда, которое зовется Церковью Христовой, ставшей матерью христианской цивилизации на нескольких континентах, населенных варварами. Когда человек читает описание страданий Господа нашего Иисуса Христа, его охватывают два чувства: ощущение ужаса от безумия и ослепления людей и ощущение восторга от возвышенности помыслов и любви Христа.

И ужас этот было бы невозможно вынести, если бы его не облегчало восхищение. Недаром философы утверждают, что любая вещь имеет две стороны, и если, с одной стороны, что-то невозможно вытерпеть, перенести, то, с другой стороны, — возможно. Допустим, тебя обидел брат. Но ты не смотри на дело так, что он тебя обидел, ибо тебе той обиды не снести. Лучше посмотри на дело с другой стороны, вспомни, что он тебе брат. И тогда ты обиду стерпишь; с этой стороны все можно выдержать.

Некий человек посадил в саду фруктовые деревья, но выросли дички. Стал садовник прививать свои посадки, но колючие ветви ободрали ему руки и расцарапали лицо. Рассердился садовник, но в гневе своем не взял топор, чтобы выкорчевать дички, но вытерпел все, ведь он понимал, что это его сад. Так и Сын Божий должен был вынести все муки, причиненные ему людьми, всегда помня, что человечество — это Его сад, Его творение, и Он призван не вырубать дикие посадки, но облагородить их, даже ценой Крови Своей.

Именно Любовь к человечеству возвела Христа на Крест, которого Он мог бы избежать, если хоть одна капля ненависти попала бы в Его Любовь. Один современный мыслитель, сравнивая Христа с Буддой, говорил так. «Будда тоже принес в мир учение о любви и милости. Он хотел, чтобы люди поняли и приняли любовь и милость через разум. В отличие от него, Христос, сама Олицетворенная Любовь, принес людям любовь Самим Собой. И Любовь Его действовала даже своим присутствием, как солнце. Существует разница между мыслью, которую человек может понять, и некоей силой, которая вторгается в человека как поток жизни. Христос принес в мир сущность Любви, а не учение о любви».

Азбука победы. – М.: Покров, 2004.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика