Иконы и фрески

Воздвижение Креста
Середина XVIII в. Палехские письма
Священник Валерий Мешков
Ссылки
Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Крест Господень

Праздник Воздвижения Креста Господня - один из самых великих праздников. Он так велик, что воскресенье перед этим праздником и воскресенье после него Святая Церковь посвящает приготовлению христиан к нему и утверждению в помышлении о нем.

Так установлено и перед Рождеством Христовым и Крещением Господним.

Как же готовит нас Святая Церковь к этому великому празднику? Она предлагает нам сосредоточить ум и сердце на Кресте Господнем.

Слышали вы ныне в апостольском чтении, что сказал о себе св. апостол Павел: "Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Тал. 6, 14). "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 19-20).

Вот чем был для святого апостола Крест Христов. Он проникся таким благоговением перед Крестом Христовым, что ни о чем больше не думал, все на свете забыл. Крест Христов всегда неизменно стоял перед его очами.

Многие из вас по опыту знают, как иногда чей-либо образ всегда, постоянно стоит перед очами. Знаете вы, что если снизойдет в сердце ваше любовь, то образ любимого неотступно и всегда стоит перед глазами любящего. День и ночь он помышляет о нем, он живет только любимым.

Но это любовь низшего порядка.

А любовь апостола Павла есть высшая форма любви, ибо навсегда и неизгладимо отпечатлелся в его сердце Крест Христов.

В нынешнем Евангельском чтении вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа в беседе Его с Никодимом: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Ин. 3,14). Когда был наподобие креста повешен медный змий, тогда все израильтяне, смертельно ужаленные змеями, обращали очи и сердца свои к этому изображению, прообразовавшему распятого на кресте Господа Иисуса Христа, и исцелялись.

И у св. апостола Павла мысленный взор всегда был устремлен на Крест Господень и на Господа Иисуса Христа, на этом Кресте принесшего страшную жертву Голгофскую, ко Кресту пригвоздившего грехи всего мира. Он все забыл, он не мог ни о чем думать. Он думал только о Господе, распятом на Кресте. Вот как безмерно глубоко чувствовал ап. Павел Крест Христов.

А мы чем хвалимся? Мы хвалимся совсем другим - успехами в нашей деятельности научной, общественной. Мы хвалимся похвалами, наградами и орденами, получаемыми за эту деятельность, успехами жизни нашей - богатством, умом, остроумием, своей ловкостью, своими успехами в спорте. Вот чем мы хвалимся, вот к чему устремлены сердца наши.

А все святые, как апостол Павел, сораспялись Господу Иисусу Христу. В их сердцах глубоко запечатлелись слова Самого Господа и апостолов. Они помнили, что говорил ап. Павел: "О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3, 2-3).

Они умерли в Крещении для всех утех и благ мира, погреблись со Христом, и уже, как и в ап. Павле, жил в них Христос. Они помнили слова Павловы: "Аще бо с Ним страждем, с Ним и прославимся" (Рим. 8, 17). Они всем сердцем стремились к тому, чтобы со Христом страдать за высшую правду, за любовь, за свет небесный. Они помнили слова Господа: "Аще кто Мне служит, Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет" (Ин. 12,26). И они всем сердцем служили Господу, все помыслы своей души, все стремления своего ума и сердца обращали на то, чтобы следовать за Христом, ибо перед их глазами стояло необычайное обетование Христово: "И идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет".

Какое обетование может быть выше этого? Христос обещает, что те, кто последует за Ним, те, кто возлюбит Его Крест, те, кто распнутся вместе с Ним и только о Нем одном будут помышлять, будут там, где Он, будут с Ним и с Отцом Небесным.

И множество людей, чистых сердцем, возлюбивших Господа Иисуса Христа, пошли с Ним, пошли туда, куда Он их зовет. Им опостылел мир, им не нужны никакие развлечения, все это мелко, ибо они о горнем помышляют, а не о земном. Они все свои помыслы обратили к горнему. Они стали смотреть не на красоты мира, а в глубину своего собственного сердца. Они занялись не приобретением мирских благ, не устройством своей земной жизни, а созерцанием глубин своего сердца и очищением его. Они уходили от мира в дремучие леса, в пустыни, в горы и там, оставив далеко позади себя весь мир со всеми его мелкими и ничтожными интересами, стремились к горнему, стремились только ко Христу. Они сораспялись со Христом, и мир был распят для них. Вот как исполнили эти слова Христовы и слова Павловы самые великие христиане.

А нам, слабым христианам, хоть бы иногда вспоминать о Кресте Христовом. Нам хоть бы как-нибудь, хромая, спотыкаясь и падая, идти за Христом.

Да будет же перед нами всегда образ святого Павла и всех тех святых, преподобных мучеников и святителей, для которых мир был распят и которые сами сораспялись Христу.

Святый Павел говорит: "Никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал. 6, 17).

Святого апостола били, поносили, старались убить за Господа Иисуса Христа. Все тело его было покрыто язвами Христовыми, и он просил - оставьте меня, не отягощайте меня, я и без того много отягощен!

Надо вам знать, что эти Павловы слова: "Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу" - написаны на парамане каждого монаха и каждой монахини.

И многие из нас, возлюбивших Христа, тоже могут сказать - никто да не отягощает нас, не поносит нас, никто да не клевещет на нас, никто да не мучает нас своими черными подозрениями, ибо мы язвы Господа Иисуса Христа носим на теле своем.

Эту речь свою святой Павел закончил словами, которыми и я закончу слово мое: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь" (Гал. 6, 18).

23 сентября 1945 г.

Воздвижение креста Господня

Праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Нам известно, что он праздновался в уже V веке, а установлен по поводу великой радости - обретения Креста Господня.

Елена, мать первого христианского римского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это была трудная задача, ибо Иерусалим, после мученической смерти на Кресте Голгофском Господа Иисуса Христа, был дважды разрушен римлянами и лежал в развалинах, на месте Голгофы языческий император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры.

Мать императора Елена не знала, где начинать поиски Креста, но Господь послал ей одного старого еврея, Иуду, который указал, что Крест находится под капищем Венеры. Велела царица разрушить капище, и под ним нашли три Креста.

Надписи на Кресте Христовом уже не было, но узнали его по тому, что приложением этого креста воскрешен был мертвый, которого проносили мимо. Тогда огромная толпа народа в несказанной радости стала тесниться к Кресту Христову. Чтобы Крест всем был виден, патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте, воздвиг (поднял вверх) Крест Христов. Народ в восторге воспевал: "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!" Без конца воспевал, как слышали вы вчера на всенощной при нашем воздвижении креста.

Вот история этого праздника. Поминая Крест Христов, распятие и спасение мира Крестом Христовым, надлежит нам вникнуть в великое христианское учение о Кресте.

С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит св. ап. Павел в своем первом послании к Коринфянам. Слушайте слова его, глубоко вникайте в их святое значение: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия".

Юродство, безумие, сумасшествие для погибающих слова о Кресте, а для нас в нем вся сила Божия, ибо написано: "Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну". Это говорил еще пророк Исаия. "Где мудрец? Где книжники? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?"

В безумие обратил Бог всю мудрость мира сего. Одним из мудрейших народов мира издавна считался народ германский. Этот народ был носителем мудрости мирской. Из его недр вышли такие великие философы, как Кант, Фихте, Гегель; наука германская стояла выше всех европейских наук.

И вы видели, как посрамил Господь эту мудрость мирскую народа германского, как обратил он ее в безумие. Ибо было ли когда-нибудь безумие страшнее, чем то, свидетелями которого мы недавно были? Разве когда-нибудь безумствовал народ до такой степени, чтобы самым зверским образом уничтожить многие миллионы людей, храмы Божии?

Так на народе германском в наши дни сбылось это слово апостола Павла: "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" "Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости".

Вы слышали не раз при чтении Евангелия, как первосвященники и фарисеи требовали от Господа Иисуса Христа, чтобы он показал им знамения в доказательство того, что имеет власть творить дела, какие творил постоянно, они требовали чудес.

Какие им нужны были еще чудеса, когда Господь творил их постоянно? Они были слепы и требовали каких-то новых чудес, которыми бы засвидетельствовал Господь Свое высшее призвание.

"А эллины ищут мудрости". Древние греки были народом весьма глубокомысленным. Из среды народа греческого вышли величайшие философы древнего мира, которые и до сих пор стоят на почти недосягаемой высоте, - Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель.

Аристотель - это носитель непревзойденной мудрости, обширности и глубины ума. Греки были народом, глубоко постигшим всю философскую мудрость, народом, с жадностью прислушивавшимся ко всему, что мудро; народом, который в лице своих представителей в Ареопаге Афинском с глубоким вниманием слушал речь апостола Павла, чувствуя, что он говорит о чем-то важном, чего они не знают.

"Эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие". Иудеи ожидали Мессию как великого могущественного царя, который станет во главе народа Израильского и учредит всемирную власть этого народа. Для них было соблазном слушать, что Мессией считали Того, Кого они позорно распяли на кресте.

А для эллинов это было безумие, ибо с презрением говорили греки в первые века христианства, века жестокого гонения против христиан римлянами, о проповеди, о Христе распятом, издевались над тем, что христиане считают Богом какого-то несчастного человека, распятого на кресте. Для призванных же, иудеев и эллинов, обращенных ко Христу, это было Божией силой и Божией премудростью.

Для всех нас проповедь о Кресте, проповедь о распятом Господе Иисусе, есть проповедь о Божией силе, о Божией премудрости.

Ибо, скажите, кто и когда в истории мира явил силу, подобную той, какую явил Господь Иисус Христос, не только проповедью Своей, но и дивным подвигом Своим спасения гибнувшего рода человеческого, Кровью и Крестом Своим?

Это сила, покорившая мир, это сила, упразднившая власть дьявола над теми, кто уверовал в Господа Иисуса Христа, кто на сердце своем начертал знамя Креста Христова.

Мы проповедуем о Христе как о величайшей Божественной силе, мы проповедуем о Нем как о Божией премудрости, той премудрости, которая посрамила всю мудрость мира и обратила ее в безумие, ибо нет для нас высшей мудрости, чем та, которую узнали мы из уст Господа нашего Иисуса Христа.

Мы знаем теперь, что начало премудрости не в книгах человеческих, не в книгах философских, научных, а в страхе Божием, что "нет мудрости и нет разума вопреки Господу", - как говорил премудрый Соломон.

Мы помним слова Павловы о "Христе, в котором сокрыто все сокровище премудрости и ведения". Мы ищем премудрости только в этом сокровище, и больше нигде. Мы знаем, что неложны слова Соломона о том, что "уста праведника источают мудрость".

Скажите, чьи уста источали большую премудрость, чем уста святителей и учителей Церкви, уста Василия Великого, Григория Богослова и целого сонма других святителей?

Чьи уста источали большую премудрость, чем уста преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских? Мы знаем, что уста праведников источают премудрость, знаем: неложны слова Соломоновы о том, что "со смиренными мудрость", с теми, кто самих себя никогда не считают мудрыми, кто считает себя ниже других, кто ни перед кем не превозносится. Именно у них, у смиренных, настоящая и подлинная мудрость, мудрость особая, о которой говорил апостол Иаков. Вот его слова: "Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иак. 3, 17). Этой мудрости были полны все святые. Этой мудрости надлежит и нам, христианам, рядовым и слабым, от Бога искать. Об этой истинной премудрости говорит св. ап. Павел: "Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1 Кор. 1, 25).

Кого мир считает немудрыми, кого мир не замечает или даже презирает, это немудрое Божие премудрее всех мудрых человеков. Немощное Божие сильнее человеков". Немощь смиренных, кротких и чистых сердцем, гораздо сильнее всей силы человеческой.

"Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 1, 26). Это все вы, простые люди, открывшие сердца свои перед Господом Иисусом Христом, возлюбившие Крест Христов. О вас говорит ап. Павел, что "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее" (1 Кор. 1, 27-28).

Господь знает, в чьих сердцах истинная мудрость. Господь видит тех мудрых, которых люди не замечают. Есть мудрецы Божии среди нас, простых людей, есть они и среди нищих, ничего не значащих в глазах мира. Их считает ап. Павел подлинными носителями Божией мудрости и силы, ибо они возлюбили всем сердцем Крест Христов, тот Крест, на котором Спаситель наш примирил с Богом весь мир, все небесное и земное посредством Креста.

Все православные христиане, все католики чтут всем сердцем Крест Христов. Но нельзя сказать этого обо всех тех, кто именует себя христианами.

Разве чтут Крест Христов сектанты, именующие себя евангельскими христианами? Разве можно сказать это о баптистах, молоканах, жидовствующих?

Они все враги Креста Христова. К ним относится то, что сказал ап. Павел: "Слово о Кресте для погибающих юродство есть". Они считают безумием наше поклонение Кресту, они в безмерной дерзости своей, в нечестии своем поносят Крест Христов самым черным, самым страшным образом. Они говорят, что Крест Христов должен служить предметом отвращения, презрения. Они сравнивают его с позорной виселицей, они смеются, что мы орудие казни почитаем всем сердцем и превозносим над всем миром.

Эти несчастные не понимают того, что Крестом Христовым был спасен мир, что на Кресте Христовом были пригвождены грехи всего мира, что Крест освящен самым высшим освящением - Кровью Христовой и тем величайшим делом, которое на нем совершил Господь Иисус Христос: делом спасения рода человеческого.

Может ли быть для нас большая святыня, чем освященный Кровью Христовой Крест? Если в Ветхом Завете жертвенник древнего храма Иерусалимского считался великой святыней, если меч Голиафа, которым  Давид отрубил голову этому великану, сохранялся в храме, завернутый в драгоценные одежды, то нам ли не чтить как величайшую святыню Крест Христов?

Вы знаете, что все реликвии великих людей бережно сохраняются теми, кто чтит память их. Вы знаете, с какой заботой создаются музеи великих людей, как чтут люди все, что осталось от этих людей. И нам ли не чтить всем сердцем Крест Господень, который был найден в 326 году царицей Еленой? Не должны ли мы отвратиться от несчастных сектантов, поносящих Крест Христов? Не должны ли мы, по слову Павлову, причислить их к погибающим, споткнувшимся о камень преткновения, только мнящих себя носителями истины Христовой?

Да не будет у нас никакого общения с этими несчастными хулителями Креста Господня!

Да будет перед нами всегда знамя Креста Христова!

Да не будет среди вас никого, кто не носил бы на шее своей крест!

Знаю я, что не у всех вас на шее крест Христов, вижу я бусы и медальоны, но далеко не у всех кресты. Не отговаривайтесь тем, что негде купить крест, ибо если бы любили крест, то нашли бы его, вырезали хотя бы из дерева и надели бы на свою шею. Вспомните об этом и все наденьте на шею крест Христов, все начертайте его в сердце своем!

И спасет он вас и введет в жизнь вечную.

27 сентября 1945 г.

Добавить в блог

Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика